Основные ошибки начинающего роллера

Этот текст адресован в первую очередь начинающим роллерам, но, мы уверены, что он так же будет полезен и тем, кто катается давно или считает, что катается давно, поскольку здесь рассказываются самые азы катания.

1. Перво-наперво - постановка корпуса

Первый и почти что решающий фактор, влияющий на процесс езды в целом. Причин несколько.

Чем ниже стойка - тем ниже падать. Эта банальная истина не всем понятна. Но это так. Даже профессионалы переезжая сомнительный участок в рытвинах/ямах/асфальт в стиле "шоколад с орехами" присаживаются. Переезд становится менее опасным.

Вибропоглощение согнутыми коленями в разы сильнее чем не согнутыми. Тут пояснений, думаю, не надо.

Корпус наклоненный вперед в самом худшем случае спровоцирует падение вперед на изящно изогнутые руки в защите (но, никоем случае не на прямые, а на изящно изогнутые, т. е. локти опущенные вниз, мышцы чуть зажаты, рука представляет линию японской катаны. Т. о. только немного гасит удар, но не удерживает тело от касания асфальта!). В то же время вертикальный корпус или еще хуже - чуть отклоненный назад при КАЖДОМ удобном случаем (даже на самой незначительной ямке или колдобине) спровоцирует плохое движение "ой" и падение на попу. Во-первых, это очень больно. Во-вторых, человек, падая назад инстинктивно подставляет руки. ПРЯМЫЕ, руки. Т. е. растягивает запястные связки, получает вертикальный удар снизу через кисть в плечо (что локтю очень неприятно становится) и имеет огромные шансы схлопотать перелом. Падать назад опасно, старайтесь избегать этого. (с) "Сноуборд от азов до фрирайда"

Когда корпус наклонен вперед, точно так же, как и с коленями, намного легче гасить вибрацию и контролировать свое положение.

То, что кто-то катается прямо, не должно быть причиной мыслей "а я как согнутый выгляжу неудобно и некруто". Когда научишься - будешь выглядеть и круто и красиво и кататься будешь так, как тебе удобно. А для начала надо кататься технично. Все прочее приложится. Потом.

Итак, зачем нужен правильно поставленный корпус: не страшно падать, вообще шанс упасть меньше, спокойнее проезжаем плохие участки, а если и падаем, то не травматично.

2. Второе - это постановка ноги

Главное помнить (и за этим, как и за все прочим неплохо бы сознательно следить), что рама должна стоять строго вертикально. Т. е., особенно это касается девушек =), что бы не было "губки бантиком, ножки иксиком". Во-первых, прогиб ноги внутрь резко снижает возможную скорость. Во-вторых, маневренность. Завал ноги провоцирует поворот. Соответственно приходится удерживать ноги от съезжания друг к другу. Но это ерунда по сравнению с тем, что нога привыкает не держаться мышцами. Т. е. стоит как поставили. Помимо потери скорости, это просто вредно для коленей. Так уж повелось, что колени мало предназначены для скручивающих и смещающих нагрузок. Здесь мы сталкиваемся как раз со второй. Ну и наконец... Это смотрится УЖААААСНО!!!! Действительно, достаточно жалкое зрелище: человек, заявляющий, что он катается уже полгода, а ролики завалены внутрь, как разношенные китайские тапки.

Итак, мотивация держать ногу прямо: техника (скорость, маневренность), здоровье (снимаем нагрузку с костей, развиваем мышцы со связками), красота.

3. Отрыв ноги

Это тоже очень важно. Во-первых, нога отрывается параллельно асфальту. Не оставляем переднее колесико изящно касаться покрытия! У многих такая ошибка встречается, что говорить, сам грешен был поначалу, казалось это круто смотриться. Не, ребята, расстрою вас, смотрится это некруто. И потом, по секрету: есть огромный минус у такого трюка. Оказывается, передним колесиком можно в любом случае зацепиться за любую неровность асфальта. Сделать это совсем несложно. Только специально не получится. А получится случайно, "когда её совсем не ждёшь". Тут-то и придут запоздалые сожаления о заработанной ошибке. Если, конечно, успеешь выправиться. Потом, следствием неверного отрыва ноги получаем все ту же потерю скорости. Просто потому, что оставшееся колесо цепляется за поверхность. Ну и наконец, когда мы неверно отрываем ногу от покрытия, есть моментик, когда оная нога находится в неустойчивом положении, но нагрузка на ней все еще есть. Если в это время под переднюю ногу попадает камушек, вес скидывается на неустойчивую заднюю ногу. И, дело, как вы уже сами догадываетесь, заканчивается банальным падением.

Итак, зачем нам правильно отрывать ногу от асфальта: скорость, устойчивость, безопасность.

4. Необходимость расталкиваться на роликах объяснять не надо

Не растолкаешься - не поедешь. Единственный верный способ растолкаться это создавать усилие таким образом, что бы направление силы толчка было диаметрально противоположным линии корпуса. Таким образом максимум силы толчка переводится в ускорение роллера.

Далее. Распространенная ошибка - много маленьких слабых толчков. Толчок должен быть сильным. И следы после тебя должны оставаться красивыми, протяженными.

Много маленьких (не неслабых!!!) толчков допустимы для случая, когда надо быстро набрать скорость, однако в "крейсерском" режиме расталкиваться надо экономно. На один сильный толчок тратится в среднем меньше сил, чем на много маленьких, но сильных.

Еще одна ошибка, приводящая к частому расталкиванию: сразу после точка нога начинает уводиться в наружу. Это происходит вследствии двух причин: слабые ноги или плохое чувство равновесия на ролах. И то и другое нарабатывается сознательно. Главное это отслеживать. Сильный толчок так же дает возможность "отдыхать" во время наката. Накат - это способность роликов держать достаточную скорость в течении какого-то времени - 10, 20, 40 и так далее секунд. Чем больше диаметр колеса - тем лучше накат (при одинаково хороших подшипниках. И так что напрочь загрязненные подшипники на сотках проиграют новеньким подшипникам на восьмидесятках). Соответственно, верная стратегия: толкнулся, держишь ролик максимально параллельно линии движения до потери им скорости (не до нуля, разумеется =)))))).

5. Съезжание с поребрика

Это действительно, самая больная тема не только у новичков, но даже у тех, кто долго катается, но в силу каких-либо причин так и не смог заставить себя ездить правильно и профессионально. Дело в том, я открою важный секрет, что съезжать с поребрика намного менее травмоопасно, чем тормозить перед ним и сходить с него. Почему? Элементарно. Стоящий роллер, поставленный на один ролик вероятнее всего скоро упадет. А вот тот же роллер, но едущий на одном ролике ехать на нем будет... как раз до тех пор, пока не стане стоячим =). Суть, надеюсь ясна. Что бы сойти с поребрика придется одну ногу поднять, т. е. стать роллером, стоящим на одной ноге. А съехать с него просто. Страх базируется на том, что ролики, мол, нырнут носом и мы упадем. Глупости! Съехать может каждый. Главное, зафиксировать голеностоп. Можешь это сделать? Да. Что мешает съехать, зафиксировав ногу вот так же? Ничего!

6. Теперь о руках

Что же нам с ними делать? Вопрос сложный. Проще сказать, что с ними делать не надо.

Не надо ими истерично размахивать. Электричество мы не вырабатываем и зерно не мелем, так что изображать ветряную мельницу не стоит. Это неудобно и, опять же, опасно. Размахивание руками и катания в позе "звезда" допустимы только для маленьких детей, которым всё-таки на самом деле трудно ездить (особенно касается это детей от 3до 5 лет). Не надо "красиво" ими размахивать, мотивируя это "удерживанием равновесия". Нет, это глупости. Равновесие мы должны уметь держать корпусом (О! Казалось бы, при чем тут первый пункт?). Да-да, корпус вообще и есть сам роллер, не считая его же ног. Но никоем случае не держим руки за спиной или в карманах. Почему? А падать-то, если вдруг придётся, на что будем?

Итого этого пункта: руками не машем, равновесие держим. Все просто.

7. Контроль скорости

В общем, не надо ездить быстрее, чем летает твой ангел-хранитель. И не надо разгоняться, если ты не уверен, что в любой момент сможешь затормозить или куда-нибудь отвернуть от машины, внезапно выехавшей из арки, ямы, которая внезапно оказалась у тебя на пути и так далее. Надо помнить: твоя безопасность превыше всего. И при этом надо еще постараться не нарушить еще чью-либо.

8. Торможение

Ести ты только что купил ролики и начитался, что "штатник это зло, те, кто тормозит штатником лохи и никогда не смогут научиться чему-либо еще", не верь. Штатник нужен и важен. Во-первых, для твоей же собственной безопасности. Торможения эффективней (несогласные идут смотреть разницу между "эффективно" и "эффектно") чем штатником, нет. Во-вторых, тормозя штатником ты учишься принимать верную для этого стойку, т. е. чуть пригнувшись, согнув ноги в коленях, зафиксировав их и перенеся вес на ногу без штатника. После этих несложных приготовлений выдвигаем вперед ногу со штатником и ставим ее на последнее колесико. Штатник касается земли, ты старательно удерживаешь свое положение и одновременно слегка налегаешь на штатник. Все. Сложно? Нет. Надо только чуть-чуть практики. Эффективно? Да. Если уж, всё-таки решился снять его, поучись на непроезжем месте торможению Т-стопом. Т. е. переносишь вес на одну ногу, а вторую приставляешь сзади перпендикулярно. По эффективности это проигрывает штатнику и паверстопу, но это простейший метод обеспечить своей заднице элементарную выживаемость.

Итак, зачем нам "штатник" в частности и торможение вообще: роллер долго жил не только потому, что быстро бегал, но и потому, что быстро тормозил.
 

Ну, напоследок немного о приличиях и правилах поведения на дороге. Тут все ясно. Не лезть на встречную и всегда трезво оценивать ситуацию. Если надо объехать пешеходов занявших весь тротуар, метров за 5-10 громко кричим "разрешите проехать". Они посторонятся. Или просто, если видим, что справа если место, кричим "справа, осторожно". Да, сначала "справа", а потом "осторожно". Иначе пешеход услышав осторожно начнет, метаться, а вы в это время можете благополучно столкнуться с ним. Точно так же реализуется и объезд с другой стороны. Кстати, вопли "справа" и "слева" в колоннах так же воспринимаются адекватно. Можно даже без мата кричать. Ну, а если тебя понесло на тротуар где масса людей, то при попытке объехать идущего навстречу человека, не смотри на него, а постарайся смотреть туда, куда ты поедешь. Это решит множество проблем. Или рукой покажи, что ты едешь воон туда, что бы он знал. Вообще, при движении по дороге или многолюдному тротуару (с какой это стати ты тут вообще делаешь???) главное - это предсказуемость. Не надо метаться и пугать всех. Все тоже люди, пусть даже без колес.

Собственно, это всё, что я хотел бы сказать начинающим роллерам. И, вообще-то очень хочется видеть адекватных, хорошо держащихся на роллах людей. Удачи!!! =)